Система менеджмента качества (СМК) – организационная структура для управления качеством на предприятии.

 

Система менеджмента качества

В условиях импортозамещения продукции, между производителями усилилась конкурентная борьба за своих заказчиков. А потребители стали предъявлять все более жесткие требования, желая приобрести продукт высокого качества и безопасный для своего здоровья. С целью оградить своих потребителей от некачественных продуктов, производители внедряют на своих предприятиях СМК – систему менеджмента качества, которая соответствовала бы требованиям стандарта ISO 9001.

Указанный стандарт – это минимальный набор правил и требований, которые должно выполнять предприятие, стремящееся к стабильной работе и сокращению проблем внутри предприятия и при взаимодействии с потребителями, заказчиками, поставщиками.

Конечно, эффективную СМК можно разработать, не ориентируясь на стандарт ISO 9001, но для сертификации требуется соответствие требованиям этого документа.

Разработка СМК

Поводом для разработки СМК служит осознание новых реалий рынка. Сейчас наличие сертифицированной СМК становится практически необходимостью: это обязательное требование некоторых заказчиков при заключении контрактов, это обязательное требование для участия в большинстве тендерах. Добровольная сертификация СМК постепенно становится необходимостью для производителей, фактически превращаясь в обязательную. Именно поэтому СМК является одним из этапов развития каждого современного предприятия.

При разработке СМК необходимо скоординировать деятельность по управлению применительно к качеству, тем самым укрепить взаимосвязи всех структурных подразделений. Ведь организованная работа персонала и выпуск соответствующей продукции обходится предприятиям гораздо дешевле, чем продукция, сделанная кое-как и, впоследствии, требующая коррекции или утилизации. Организация системы на всех этапах производства, позволяющая выявлять возникающие проблемы, приводит к высокой производительности и отсутствию затрат на переработку брака. И здесь не обойтись без цикла Деминга. PDCA: plan (план), do (реализация), check (проверка), action (исправление). Это алгоритм действий, циклически повторяющийся, применяемый к любым процессам деятельности. Упорядоченная деятельность – признак эффективной системы.

Кроме этого, СМК предполагает наличие документированных процессов, планирование и проведение процессов в соответствии с планом, документирование выполненных процессов.

Документирование СМК

Согласно положениям ISO 9001 система должна быть документирована, что делает ее «видимой» для ее пользователей и проверяющих. Когда СМК представлена в документированном виде, можно доказать ее соответствие определенным установленным требованиям. Организация документооборота – это основной элемент СМК. Система документация должна быть структурирована, между всеми документами должна быть взаимосвязь, а управление документами должно осуществляться по единым правилам.

При разработке документов необходимо учитывать, что деятельность любого предприятия регламентируется определенными нормативно-правовыми документами, и законодательные требования будут являться для СМК «фундаментом». Поэтому, регламентируя внутренние процессы, необходимо учитывать требования законодательства.

Документирование процесса производства продукции

Для создания системы требуется организация выполнения работ и установление отношений между сотрудниками, в том числе распределение ответственности и обмен информацией. Документирование взаимодействия отдельных должностных лиц при осуществлении определенных процессов позволяет разрешить любые проблемы коммуникации персонала. При подробном описании процессов с одной стороны, документы получаются утяжеленными и избыточными, но с другой стороны, исполнители понимают суть требований и хорошо ориентируются в работе. Но все же насколько подробно детализировать процессы зависит от вида деятельности предприятия и его размера, сложности процессов и квалификации персонала.

Четкое и полное описание всех процессов позволяет предотвратить ошибки, которые возможны при устном общении с персоналом, а также способствует выявлению дублирующих операций и слабых мест при взаимодействии структурных подразделений в рамках одного процесса. Поэтому при разработке документов надо учитывать, что непосредственные исполнители могут лучше описать процессы и работы, которые они выполняют. Основное правило – текст документа должен быть однозначен, точен, понятен для исполнителей и контролирующего персонала, при этом в документе должна прослеживаться логическая последовательность, использоваться стандартизованная терминология.

Но, кроме этого, документы должны обеспечивать сбор данных о проведение процессов для их последующего анализа и, при необходимости, содержать указания для разработки мероприятий по устранению несоответствий. Простой принцип: «Делай то, что задокументировано, документируй то, что делаешь». Если его нарушить, то система теряет свою приспособленность к аудитам: аудиторы проверяют документы и соответствие выполняемых процедур. Если не записано, значит не сделано! Документируя выполненные действия, фиксируется результат выполнения требований документов и подтверждается выполнение. Таким образом возможно проследить каждый этап производства конкретной продукции и проанализировать все производственные операции, минимизировать их неправильное выполнение.

Внедрение СМК

Внедрение системы позволяет поддерживать порядок внутри предприятия. Для этого на начальном этапе необходимо добиться от персонала понимания требований ISO 9001 и убедить сотрудников в необходимости сплоченной работы. Ведь ошибка или халатность одного исполнителя может перерасти в проблему для последующих исполнителей. Строгое соблюдение утвержденных процедур СМК обязательно для всего персонала предприятия.

Грамотное внедрение СМК позволяет предприятиям получить преимущества:

- повысить управляемость предприятием;

- повысить качество выпускаемой продукции;

- повысить конкурентоспособность;

- снизить издержки;

- сделать предприятие клиентоориентированным.

Поддержание работоспособности СМК и улучшение

Подтверждать соответствие установленным требованиям и приверженность приоритету качества необходимо ежедневной работой персонала всех подразделений предприятия. Но, в условиях изменяющихся рыночных реалий только поддержания работоспособности системы недостаточно. Разрабатываются новые технологии производства, закупается современное оборудование, появляются новые виды сырьевых компонентов и упаковочных материалов. Все это влечет за собой изменение технологии производства, изменение требований к квалификации персонала и т.д. Поэтому требуется постоянный анализ и улучшение СМК.

СМК ООО «КоролёвФарм»

Компания ООО «КоролёвФарм», являясь контрактным производителем биологически активных добавок к пище и косметической продукции, рассматривает СМК как комплекс организационной структуры, документации, процессов и ресурсов, которые необходимы на каждом этапе жизненного цикла выпускаемой продукции. Подготовка к внедрению СМК по стандарту ИСО 9001 в ООО «КоролёвФарм» началась еще в 2007 году. Разработка системы и ее внедрение осуществлялась силами специалистов компании и заняла около года. Документирование процессов способствовало упорядочиванию работы и деятельности компании в целом. Внедренная система позволила сделать процессы предприятия прозрачными, что дало возможность принимать стратегические и тактические решения на основе фактов, а не предположений и мнений сотрудников. Но основной целью внедрения СМК стало стимулирование деятельности предприятия для увеличения степени удовлетворенности заказчиков и потребителей продукции.

На любом современном предприятии только контролировать готовую продукцию недостаточно. Ведь если рассматривать понятие «качество» как способность продукции удовлетворять потребности потребителя, то нельзя упускать такие моменты как подбор и подготовка персонала, закупка сырья и материалов только у «одобренных» поставщиков, подготовка производственных помещений и оборудования, наличие документов на рабочих местах на всех этапах производства, анализ удовлетворенности потребителей. 

Менеджмент качества в ООО «КоролёвФарм» – это концепция управления организацией.

Используется термин: Система менеджмента качества