Ю. Конторова, "Сырье и Упаковка" №3(42), апрель 2004

Ключевое производствоСегодня контрактное производство стало основой косметической отрасли. Размещать заказы на выпуск продукции, не вкладывая средства в собственное производство, выгодно и менее рискованно. Ведь для создания производства «под ключ» требуются и производственные мощности, и научно-исследовательская база. Большинству отечественных предприятий создать такую структуру не по силам. Поэтому российские косметические компании все чаще прибегают к услугам контрактного производства.

Сегодня контрактное производство стало основой косметической отрасли. Размещать заказы на выпуск продукции, не вкладывая средства в собственное производство, выгодно и менее рискованно. Ведь для создания производства «под ключ» требуются и производственные мощности, и научно-исследовательская база. Большинству отечественных предприятий создать такую структуру не по силам. Поэтому российские косметические компании все чаще прибегают к услугам контрактного производства.
 
Не секрет, что контрактные производители не только создают готовые решения «под ключ» для косметических компаний, желающих вывести на рынок собственный бренд, но и разбираются в нюансах развития косметического рынка, изучают спрос и отслеживают все нововведения в области косметологии.
 
Основная тенденция в области контрактного производства, которая наблюдается в последнее время, - появление контрактных предприятий полного цикла. Таким образом, производитель несет всю ответственность за качество продукта, определяет поставщиков сырья, а заказчик может сосредоточиться исключительно на продвижении своего товара. Одно из предприятий, оказывающих такие услуги - фирма «Саша», успешно работающая на рынке контрактного производства более 14 лет. Процесс производства на этом предприятии подчинен обеспечению стабильного высокого качества продукции. Основной принцип работы фирмы «Саша» - постоянный контроль всех стадий производства.
 
На предприятии проводится работа по внедрению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов 130 серии 9000:2000.
В числе заказчиков фирмы «Саша», кроме отечественных компаний, есть и западные. Как отмечают их специалисты, в России пока мало предприятий, готовых к испытанию высокими европейскими стандартами качества. Как рассказал генеральный директор фирмы «Саша» Николай Нужненко, сотрудничество с западными компаниями повысило и без того отличное качество выпускаемой продукции. Западные компании предъявляют более жесткие требования, что предполагает повышение культуры производства до международных норм: внедрение современных технологий производства, жесткое соблюдение стандартов в использовании сырья и т.д.
 
Согласно самым высоким требованиям оснащен лабораторный комплекс, который включает микробиологическую, физико-химическую лабораторию разработок и лабораторию отдела контроля качества. Лабораторное оснащение фирмы «Саша» позволяет осуществлять не только строгий входной контроль сырья, режимных параметров и качественных показателей на всех стадиях производства, но и проводить новые разработки современных косметических препаратов.
 
Не каждая лаборатория может похвастаться наличием приборов такого уровня. Несмотря на то, что оснащение очень дорогое, руководство фирмы считает наличие высококлассного оборудования жизненной необходимостью - от качества проверки сырья зависит качество готового продукта.
 
Диапазон проверки качества на предприятии расширился и за счет созданных лабораторий, оснащенных новыми, недавно приобретенными приборами. Методы исследований: вольт-амперометрический, атомно-абсорбционный, спектрофотометрический, спектрометрический и аналитический позволяют контролировать поступающее сырье и готовую продукцию на соответствие нормативным документам и безопасности, а также поддерживать необходимые количественные соотношения сырьевых компонентов в готовой продукции.
 
От того, насколько качественно они будут исследованы, зависят результаты анализов в целом. К тому же новое оборудование сокращает затраченное на проведение исследований время, тем самым входной контроль сырья становится более оперативным, а многие исследования можно проводить параллельно.
 
Значительная часть работы лицензированной микробиологической лаборатории фирмы - это производственный контроль. Производственные смывы делаются с оборудования, поверхностей стен, с рук и спецодежды работников. В своей работе специалисты лаборатории используют методы, которые позволяют максимально быстро идентифицировать микроорганизмы.
 
Сотрудники микробиологической лаборатории прошли соответствующую переподготовку в медицинских учреждениях, в том числе в Российской медицинской академии последипломного образования на кафедре бактериологии, а также в Московском институте экспертизы на кафедре испытания и сертификации продукции, услуг и систем качества.
 
В составе лабораторий и производственного отдела работают высококвалифицированные кадры, в том числе два профессора, четыре доктора, восемь кандидатов наук.

Производство косметики цех

Производственные помещения фирмы оснащены современной системой очистки и кондиционирования воздуха, который нагнетается в производственные, подсобные и складские помещения. Такая система позволяет поддерживать постоянную температуру воздуха в помещениях, очищать воздух от пыли и микроорганизмов что, несомненно, сказывается на качестве продукции. Контроль микробиологической чистоты воздуха особенно актуален, учитывая специфику производства. Технология такова, что с воздухом при подготовке сырья или, например, при запаивании туб в продукт могут попасть микроорганизмы. Качественная же очистка воздуха позволяет снизить содержание микрофлоры в продуктах и не перегружать их консервантами. Производственные помещения фирмы «Саша» по параметрам чистоты относятся к классу чистоты 0 (то есть количество микрофлоры в них сведено к минимуму).
 
Очень тщательно на фирме «Саша» проводится подготовка воды. Как известно, 80% состава косметических изделий - вода. В жидких формах (шампуни, лосьоны) этот показатель еще больше, поэтому от ее качества зависит многое, считают специалисты фирмы.
 
производство бадПо словам начальника отдела контроля качества Светушкиной Ю.М., комплекс водоподготовки, установленный на предприятии, представляет собой сложную многоуровневую (каскадную) систему: обеззараживание, тонкую фильтрацию воды от взвешенных частиц, которая позволяет снизить количество механических включений до абсолютного минимума с размером менее 5 мкм; систему деминерализации - обезжелезивание, удаление солей магния, умягчение. Далее вода подвергается обработке жестким УФ-облучением с ультразвуковым воздействием, после чего она проходит «серебрение» специально разработанными приборами (в рецептуре выпускаемых на предприятии продуктов это указывается), а затем пастеризуется при 70°С в течение нескольких часов. Весь процесс очистки осуществляется в автоматическом режиме.
 
Для производства кремов специалисты фирмы «Саша» применяют и эксклюзивное оборудование. Как правило, качество эмульсионных форм (кремы, косметическое молочко) зависит от того, насколько эмульсия «разбита» на мелкие частицы. Для этого на фирме «Саша» используют коллоидные мельницы. Процесс приготовления косметических эмульсий осуществляется в высокоскоростных смесителях в условиях вакуума, что обеспечивает получение тонких эмульсий с высокой проникающей способностью. Коллоидные мельницы такого типа имеют огромную производительность и, кроме того, обладают обеззараживающими свойствами.
 
    Как рассказал Николай Нужненко, перед производителями косметики часто встает проблема сохранения продукта. Для длительного сохранения продукта в него вводятся в определённом количестве консерванты. Но для сохранения средств, содержащих огромное количество микрофлоры, таких, как например лечебная грязь, которая уже имеет насыщение бактериальной флорой 109 на 1 мм3, потребуется огромное количество консервантов. Продукт с таким количеством консервантов становится небезопасным для человека, а разрешенный максимум не может воздействовать на такое количество микрофлоры. На фирме была разработана специальная технология обработки лечебной грязи. Обработав такую грязь при определенных режимах работы коллоидной мельницы, этот показатель можно снизить до 102-103, то есть до разрешенных Сан-ПиНом норм с дальнейшей стабилизацией консервантами, но уже в разрешённых пределах.
 
оборудование Среди разработок фирмы «Саша» новый метод получения полезных веществ из растений - электровзрывная экстракция. Метод электровзрывной экстракции позволяет получить растительные экстракты по содержанию биоактивных компонентов на 30-40% больше, чем у экстрактов, полученных обычным способом в настоящее время. Это стало возможно потому, что при электровзрывной экстракции происходит кратковременное воздействие мощного электрического разряда и ультразвука на цитоплазматическую мембрану-стенку клетки с последующим ее разрушением и, таким образом, осуществляется поступление содержимого клетки непосредственно в раствор. Пока такое оборудование имеет только фирма «Саша».
 
Кроме косметической продукции и фитоэкстрактов, фирма «Саша» производит и некоторые виды сырья, в частности биостимуляторы. Это очень удобно заказчикам - им не приходится переплачивать за сырье посредникам.
 
Также на производстве налажен выпуск биологически активных добавок (БАД) в пищу, что позволяет заказчикам расширить линии выпускаемой продукции по уходу за кожей, включая в них средства не только наружного, но и внутреннего применения - комплексный метод всегда эффективнее.
 
Складские площади фирмы «Саша» позволяют заказчику хранить полуфабрикаты, сырье и готовую продукцию не обращаясь к посредникам. Клиенту достаточно иметь небольшой промежуточный склад у своего офиса.
 
Пакет предоставляемых фирмой услуг включает в себя разработку рецептуры и создание востребованного рынком препарата, его фасовку и упаковку. Если же у компании уже есть раскрученная торговая марка и патент, то специалисты фирмы «Саша» осуществляют на своих мощностях необходимую «сборку». Размещение заказов на предприятии не только снижает себестоимость в среднем на 30%, но и сокращает временной цикл - от разработки изделия, сертификации, производства до его появления на рынке, как правило, проходит 2-3 месяца, в то время как на запуск собственного производства могут потребоваться годы.